TVERPEK
Новости О колледже Абитуриенту Студенту Контакты Общежитие Карта сайтаВход
Образование
Наши будни
События
Преподавательская
Студенчество
Партнеры
Документарий
70 лет Победы
WorldSkills Russia
Олимпиада по программированию
Олимпиада по моделированию
Преподаватель года – 2017
Календарь событий
 

Религии Древнего мира

Религии Древнего мира

Преподаватель Алексей Николаевич Комаров

Фото к теме
Религии Древнего мира Религии Древнего мира

Религии Древнего мира и зарождение современных мировых религий

Религия одна из важнейших сфер человеческого общества, сопутствующая ему на протяжении всей истории человечества. Всего за всю историю существования религии, учёные насчитали около 5 тыс. существовавших прежде и существующих ныне религий. Наиболее примитивные формы религиозных верований по мнению учёных существовали уже 40 тыс. лет назад, с самого момента появления homo sapiens - человека современного вида. Об этом, прежде всего, свидетельствуют особенности захоронений первобытных людей найденных археологами. По всей видимости, похороны сопровождались определёнными обрядами подготовки к загробному существованию – рядом с умершим помещены оружие и орудия труда, предметы домашнего обихода и т.д. и т.п. могущие понадобится усопшему в существующем параллельно мире духов, сопредельном миру живых.

Возникновение религии стало важным шагом на пути исторического развития человечества. Определить понятие «религия» можно следующим образом: религия – это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно и наиболее раним из них являлось поклонение силам природы. Позже возникли и более сложные формы древнейших религиозным верований к которым относятся:

- анимизм (от лат. anima – дух, душа) – наделение природных явлений человеческими качествами, именно с анимизма, как универсальной формы религиозных верований начался процесс развития религиозных представлений, обрядов, ритуалов и предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим;

- магия (от греч. megeia – волшебство) – тесно связана с верой в сверхъестественное, продукт ранних анимистических верований, предполагает действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных или человека, до сих пор остаётся наименее ясной из религиозных проблем в истории религии, многие её виды используются людьми и в настоящее время;

- фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства – фетиши представляют собой различные неодушевлённые предметы естественного и искусственного происхождения, широко распространён и в современных религиях, например в виде поклонения чудотворным иконам, мощам и т.п. в христианстве;

- тотемизм – вера в существование кровнородственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определённым видом животных, растений или даже неодушевлённых предметов, предполагал систему запретов (табу) являвшуюся важным механизмом в регулировании социальных отношений внутри человеческого коллектива так как от тотема, по мнению верующих в него людей зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности, следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в религиях обществ далеко отстоящих от эпохи первобытности (японский синтоизм: почитание животных – лисиц, обезьян, черепах, змей и т.д.) и даже в мировых религиях, например существует мнение, что христианское таинство причастия имеет своими корнями первобытный обряд поедания мяса жертвенного животного.

            На ранних этапах развития человечества, различные первобытные религиозные формы верований переплетались между собой самым причудливым образом, поэтому решить какие из них являются более ранними, а какие более поздними не представляется возможным. Главное другое: именно перечисленные выше первобытные религиозные формы верований заложили основу язычества, которое весьма неоднородно по составу и представляет из себя в основном политеистические культы, характеризовавшиеся многочисленными пантеонами богов, каждый из которых покровительствовал какой-то из сфер жизнедеятельности человека.

В Древнем Двуречье обожествлялись природные силы важные для развития земледелия: небо, земля, вода. Позже был сформирован пантеон богов: верховным богом считался Эллиль либо Мардук (иногда они сливались в образ «Владыки» - Бела), небесами правил Ану, землёй Энлиль, мировым океаном заведовал Энки (иногда Эйя). Унаследованный от предков культ умирающего и воскресающего бога Таммуза (Думузи) – возлюбленного богини Иштар, был широко распространён в Древней Вавилонии и имел характерные черты земледельческого культа плодородия. Сама же Иштар – покровительница плодородия и плотской любви, богиня войны и распрей, по мнению ряда учёных являла собой собирательный образ целого ряда шумерских и хуритских богинь. В Уруке её культ был связан с оргаистическими празднествами, включавшими самоистязание (включая самооскопление), проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности. В Аккаде функции Иштар проявляются как создательницы жизни и помощнице при родах, а её военный культ был наиболее распространён в Ассирии.

Египтяне почитали священных животных и птиц, которые в их представлении были связаны с каким-либо божеством, например священным животным Амона считался баран, жук-скарабей воплощением восходящего солнца Хепри. Кроме того, в каждой местности почитались свои священные животные, например в Мемфисе времён Позднего царства по особым приметам выбирали одного-единственного быка – Аписа, который затем помещался в специальный храм и служил объектом поклонения до самой смерти. Главой же египетского пантеона являлся бог Ра, которого чаще всего изображали с головой сокола, а иногда быка. Особенностью религиозных представлений египтян было то, что они считали жизнь на земле лишь подготовкой к загробной жизни, а потому огромное значение придавалось сооружению величественных гробниц, изготовлению роскошных саркофагов и бальзамировке умерших. А царством мёртвых правил бог Осирис, суд которого являлся пропуском в загробную жизнь.

Для Древней Индии были характерны религиозные представления являвшие собой симбиоз форм индоарийских и ранних местных верований. Здесь обожествление природных сил - культа Солнца, культа священного огня, бога грозы, причудливо сплавлено с пережитками тотемизма и культа предков. К числу древних ведических богов относились Диаус – бог небес, отец и Притхви – богиня земли, мать.  Позже их место заняли Варуна, бог неба и Индра, бог грома и дождя. Для богов были характерны антропоморфные черты, им приписывались вполне человеческие поступки и образ жизни. В представлении индийцев Вселенная состояла из трех миров-сфер: земли, воздушного пространства и неба. Для каждой из сфер характерны свои боги-представители – Митра, Варуна, Сурья, Пушан, Вишну, Ушас, Ашвина, Савитар и Адити относились к богам неба; Индра, Марута, Рудра, Ваю-Вата – к богам воздуха, а земными богами были – Агни, Сома и Брихаспати. Царём богов считался Индра, верховным жрецом Агни, а всевидящий и всесведущий Варун ведал вопросами истины и нравственного порядка. Так возник брахманизм.  Жрецы - брахманы исполняли обряды и жертвоприношения, толковали тексты Вед – сборника священных песен, гимнов и магических заклинаниях при жертвоприношениях. Позже возникают комментарии Вед, трактовка которых существенно отличалась от той, какую обычно использовали брахманы. Авторами этих текстов названных Упанишады были отшельники-аскеты. Именно они вывели из текстов Вед идею о мировом круговороте душ, их перерождении или «сансаре», как это звучит на санскрите. Появилось понятие «кармы», определяющих в какое существо высшее или низшее переродится душа человека в зависимости от суммы совершенных им при жизни поступков. К учению о карме примыкает учение о «мокше», которое представляет состояние «нерождаемости и неумирания», т.е. тот момент, когда душа вырывается из цепи перерождений и соединяется со всеобщей душой, ничтожной частью которой она является.

Систематически и логически все эти проблемы рассматриваются в текстах известных под названием «шести систем философии» - санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурвамиманса и уттармиманса.

В IV в. до н.э. в Древней Индии возникает буддизм, основанный Гаутамой из князей Шакья, которому, по преданию во время медитаций под деревом Бодхи открылись четыре священные истины и, познав их и просветлившись, Гаутама стал Буддой. Буддизм унаследовал от предшествующих ведических религиозных учений доктрину о мировом круговороте душ и определяющем значении кармы для последующего перерождения. Позже буддизм стал одной из мировых религий, хотя в самой Индии так толком и не прижился, уступив место индуизму, который явился результатом эволюции культа и вероучения брахманизма ассимилированного с племенными и общинными верованиями многочисленных народностей населявших Индию.

Религия Древнего Китая своими корнями также уходит в первобытное доклассовое общество и также имеет анимиотический и тотемистический подтекст. Для неё характерны обожествление и одухотворение сил космоса и природы с одной стороны и развитый культ предков – с другой. Все подчинялось Верховному божеству – Ди (позднее – Шан Ди) от которого зависело все – счастье и горе, благополучие и страдание.

Одним из первых философско-религиозных направлений возникших в Китае стал даосизм. Его основателем является Лао-цзы создавший трактат «Дао-дэ-цзин». Познание Дао (правильный путь) открывается лишь тем, кто в состоянии познать внутреннюю гармонию, невзирая на превратности и борьбу внешнего мира, а для этого в свою очередь необходимо избавиться от сильных страстей разрушающе действующих на человека. Дао же ничего не желает и ни к чему не стремится. Все естественное происходит как бы само собой, без особых усилий личности. Поэтому даосы придавали огромное значение запрету на действие противоречащее естественному течению Дао, отсюда и сформированный ими принцип недеяния.

В VI-V вв. до н.э. в Древнем Китае появляется конфуцианство. Его основателем стал учитель Кун – Конфуций, ученики которого записав мысли и изречения своего учителя создали произведение «Лун юй» («Беседы и высказывания»). Эта книга неоднократно переписывалась и даже заучивалась наизусть в школах. Нравственным образцом для Конфуция являлся благородный муж – преданный, искренний, верный и справедливый. Конфуцианство, как философско-религиозное учение оказало огромное влияние не только непосредственно на сам Китай, но и на духовное развитие других народов. Для конфуцианства было характерным то, что он предлагал обрести постоянство на земле, а не по ту сторону жизни. Поэтому значительная роль в конфуцианстве отводится постоянству, которое есть основа всеобщего благоденствия, а также ритуалу призванному сохранять постоянство. Характерным проклятием в Древнем Китае была фраза: «Чтоб жить тебе в эпоху перемен». Кроме того, для конфуцианства характерно почитание старших младшими и забота старших о младших не только в семье, но и в государстве, которое по замыслу Конфуция в этом должно было уподобиться большой семье.

Для божественного пантеона Древней Греции характерны две основные черты: политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие богов). В представлениях эллинов о жизни богов видно отражение повседневной жизни и идеалов древнегреческой аристократии. Греческие боги хоть и живут за облаками на вершине горы Олимп, тем не менее очень похожи на людей: они влюбляются, ссорятся, совершают великодушные и низкие поступки, могут быть благородными и коварными в зависимости от обстоятельств. Только боги в отличие от людей наделены и непреходящими качествами – они прекрасны собой, умеют принимать любой образ и, главное, бессмертны. Во главе древнегреческого пантеона стоял Зевс, а наиболее почитаемые божества располагаются рядом с ним. Это его братья – Посейдон (бог моря) и Аид (бог подземного мира, покровитель усопших). Однако и боги Олимпа не всевластны: предел их власти ставит тёмное могущество Мойр – богинь судьбы. Но как ни парадоксально, это лишь возвышает их в глазах почитателей – древних греков для которых характерным было бесстрашие в соединении с фатализмом.

Древнегреческий пантеон был чрезвычайно обширен так как периодически пополнялся новыми богами и богинями. Например, Афина, одна из догреческих богинь стала в их пантеоне мудрой и воинственной дочерью Зевса, а бог родом из Малой Азии – Аполлон богом света и покровителем искусств. Кроме того, у греков долго существовали пережитки фетишистской традиции – они приписывали наличие души деревьям – это были дриады, а также духи вод – нимфы и нереиды. Наряду с развитым и многочисленным пантеоном богов сохранялся также и в культ предков.

На римлян в свою очередь большое влияние оказали греческие религиозные представления, хотя параллельно им долгое время существовали древние земледельческие культы обожествления природы, культ предков и другие магические ритуалы, обычно исполняемые главой семейства или специальным жрецом выбранным из числа граждан. Особенностью римского религиозного мировоззрения является его узкая практическая направленность и утилитарность в общении с богами и другими мистическими силами: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Что же касается древнеримского пантеона, то он первоначально был очень похож на греческий: во главе пантеона бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которых позже заменила другая триада – Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости искусства и ремёсел). Позже, во времена завоевательных войн Рима, а особенно во времена Империи, в Риме появились и культы богов других народов принесённых римскими легионерами, их жёнами и многочисленными разноплемёнными рабами из завоёванных провинций, например, храмы в которых поклонялись Иштар или храмы посвящённые Митре.

В I в. н.э. в Риме широкое распространение начинает получать христианство. Оно появилось из недр иудаизма – религии евреев – первой монотеистической религии в истории, важной чертой которой является мессианство. Однако особенностью иудаизма является ещё и то, что это религия избранного народа – иудеев, которым Бог через Моисея вручил Закон – правила поведения и нормы, приняв которые, те вступили в особые отношения с Богом, заключив с ним договор – Завет, который обеспечил им божественное покровительство во всех начинаниях в случае соблюдения Его предписаний. Сильной же стороной христианства несомненно было то, что христианином мог быть любой человек, вне зависимости от национальности и социального статуса. Новой была и проповедь любви, которую нёс людям Иисус: христианская любовь обнимает всех, не только друзей, но и врагов. Христианство несло людям иную систему ценностей: не стремление к власти, стяжательство и радости плоти имеют в нем высшую ценность, но душевная чистота, смирение и любовь. А наградой за праведность жизни земной служил рай, тогда как грешники обрекали свою вечную душу на вечные же муки. Что такое человеческая жизнь в юдоли скорби, на грешной земле? Лишь миг… Праведники же получат в награду за свою земную жизнь вечную жизнь на небесах. Мир с точки зрения христиан не вечен, для их мировоззрения характерны эсхатологические представления. Грядёт, конец мира, а за ним Страшный Суд, где праведные будут отделены от грешных и все получат по заслугам.

Несмотря на противодействие властей, новая религия быстро распространялась по Римской Империи. Наконец, указом императора Константина 313 г. христианство получило права наравне с другими религиями, а в 325 г. состоялся первый Вселенский собор в Никее, на котором были выработаны общие положения вероучения и богослужения. В 330 г. Константин перенёс столицу Римской Империи в Константинополь, а в 395 г. Римская Империя распалась на две – Западную и Восточную. Через какое то время, приблизительно в VII в. отличия между христианскими церквями в различных частях бывшей Римской Империи окончательно стали явными. Закончилось все тем, что в 1054 г. папа Лев IX проклял константинопольского патриарха Керулария, а тот в ответ предал анафеме папу. Некогда единая христианская Церковь окончательно распалась на две самостоятельные ветви: восточную – православную и западную – католическую.

Приблизительно около 610 г. в Аравии, последним из трёх мировых религий появился ислам. В начале VII в. среди язычников-арабов населявших засушливые и малоплодородные земли Хиджаза начали появляться проповедники единобожия. Одним из них был сорокалетний Мухаммед (Магомет в европейской традиции). Проповедовал он в окрестностях Мекки, центре торговли на караванном пути из Йемена в Сирию. В центре Мекки стоял храм кубической формы Кааба в стену которого был вделан священный чёрный камень (метеорит по мнению современных учёных) – который являлся объектом поклонения местных арабов и окрестных кочевых арабских племён. Опасаясь, что новая религия проповедуемая Мухаммедом приведёт к падению культа Каабы, арабская знать Мекки начала преследовать пророка новой религии и его сторонников. Мухаммед вынужден бежать в Медину. Это случилось в 622 г. и этот год – хиджра (в пер. с арабск. - переселение), является точкой отсчёта для мусульманского календаря, подобно тому, как для христианского летоисчисления такой же отправной точкой служит дата рождения Христа. Для торговой верхушки Медины, уже давно враждовавшей с мекканской знатью, Мухаммед и его сторонники стали естественными союзниками и объединив силы, они стали совместно нападать на торговые караваны из Мекки, до тех пор, пока в 630 г. не было заключено соглашение удовлетворившее обе стороны: Мекка обязалась признать религиозную и политическую власть Мухаммеда, а он в ответ обещал сделать святилище Каабы главным святилищем ислама. С того времени ислам начинает распространяться среди племён арабских кочевников Аравии. Новая вера становится основой для их объединения в единое государство. В 632 г. Мухаммед умирает. Начав свою карьеру как гонимый всеми пророк, он заканчивает жизнь правителем сильной мусульманской державы.

Мировые религии несли и несут в человеческие массы идеи добра, гуманности, нравственности, духовного самосовершенствования. Однако все это почему-то мало помогает среди несовершенств земного мира. Христианское вероучение поощряло крестовые походы против альбигойцев и катаров, вся утончённость конфуцианства не запрещала выбрасывать на свалку только что родившихся «лишних дочерей», буддийская «ахимса» с идеей «непричинения вреда всему живому» легко соседствовала с практикой человеческих жертвоприношений в Индии.

Комментирование временно отключено

Введите свой электронный адрес, указанный при регистрации и пароль
Электронная почта
Пароль
Забыли пароль? Вы не зарегистрированы? Зарегистрироваться.
Укажите электронный адрес, указанный при регистрации. На него будет отправлено письмо с новым паролем.
Электронная почта
Войти с паролем Вы не зарегистрированы? Зарегистрироваться.
Обязательно заполните все поля.
Введите действующий электронный адрес,
Не рекомендуется почта сервиса mail.ru!
Сохраните введенный пароль.
Ваше имя
Не более 12 символов
Электронная почта
Пароль
Повторите пароль
Забыли
пароль?
Уже зарегистрированы? Войти.

Форма для приёма обращений граждан и организаций

Ваше имя


Ваш E-mail

Ваша организация

Ваше сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.