Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ТВЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

170001 Тверь, Спартака 39, +7(4822) 45-09-05

Основы исторического знания

Основы исторического знания

 История – это теоретическая дисциплина, относящаяся к группе гуманитарных и социальных наук. Вместе с тем, - это сложное и многоплановое общественное явление, воплощающее в себе процесс развития природы, человека и общества и представляющее собой как бы коллективную память народов населяющих нашу планету. Исходя из этого, можно дать такое её определение: история – это наука о прошлом, рассматривающая закономерности развития человеческого общества в пространстве и времени.

Как и любая другая наука, история имеет объект и предмет для исследования, методику исследования, а также развитый терминологический аппарат; кроме того, она включает в себя различные теории и концепции для объяснения смысла и направлений исторического развития, в ней идёт постоянный процесс накопления и систематизации фактов, которые извлекаются из исторических источников.

Объект исторической науки – это человеческое общество во всем его многообразии, а её предметом следует считать весь широкий круг явлений представленных в деятельности, как отдельного человека, так и общества в целом, от способов ведения хозяйства и политического устройства до проблем частного существования, от изменения климата в разные эпохи до выявления изменений человеческого мировоззрения в ходе процесса исторического развития. Современная история – это история событий, процессов и структур, частной жизни человека. И если первоначально история возникла как эмпирическая наука, главной целью которой было исследование событий политической жизни государственных образований в процессе их развития, то в настоящее время история превратилась в дисциплину, изучающую развитие человеческого общества в целом во всем его своеобразии и динамике.

История не была бы наукой в современном понимании, если бы не включала в себя различные концепции, объясняющие смысл и направления исторического развития. Этой цели служит методология истории, или философия истории, включающая в себя принципы, способы и формы исторического познания, объективность которого обеспечивается следующими научными принципами:

­          принцип историзма – отражающий особенности исторического познания явлений истории выражающиеся, как в закономерностях их исторического развития, так и в сугубой конкретности условий их существования в определённый исторический период;

­          принцип объективности требует изучать каждое историческое явление непредвзято, опираясь лишь на факты, учитывать все его положительные и отрицательные проявления, рассматривать непосредственно само явление во всей его противоречивости  и полноте, без попыток подогнать под заранее определённую схему или концепцию;

­          принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических явлений и процессов с точки зрения интересов всех социальных слоёв населения и во всей многогранности форм их проявления в обществе.

В рамках исторической науки историк ведёт процесс исследования, опираясь лишь на факты почерпнутые из исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Выделяют следующие группы исторических источников:

­          вещественные;

­          письменные;

­          аудиовизуальные;

­          научно-технические;

­          изобразительные.

Помимо работы с историческими источниками, историк-исследователь начинает свою работу с ознакомления с тем, что было написано по данной теме до него, его предшественниками, другими историками. Историографический анализ является непременным условием любого серьёзного исторического исследования.

Другой важной составляющей исторической науки выступает её категориальный аппарат. Историческая наука использует такие научные категории, как историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое время, как часть одной из двух взаимосвязанных категорий исторического движения находит своё отражение в периодизации исторического процесса. Историческая периодизация – это условное выделение последовательных этапов в общественно-историческом развитии. Вариантов исторической периодизации всемирной истории существует множество, но наиболее широко распространённой и используемой в настоящий момент является так называемая современная историко-либеральная периодизация, которая делит весь путь исторического развития человечества на три основных этапа:

1)                     традиционный;

2)                     индустриальный;

3)                     постиндустриальный (информационный).

Историческое пространство включает в себя все многообразие факторов процесса исторического развития, важнейшими из которых являются:

1)                     социально-экономические (изменения экономики, научные открытия, развитие техники и т.д.);

2)                     природно-географические (размеры занимаемой человеческими сообществами, локальными цивилизациями, отдельными народами и этническими группами) территории, географическое расположение, климат, рельеф местности, удалённость или близость к коммуникациям (торговле, транспорту и т.д.);

3)                     демографические (численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.);

4)                     этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.).

Исторический факт – это реальное событие прошлого. Как уже отмечалось выше, исторические факты историки черпают из исторических источников. Знание о прошлом человечества состоит из огромного количества фактов подобно зданию, сложенному из отдельных кирпичиков,  и для того чтобы оно не рухнуло, требуется выстроить их в логическом порядке и объяснить, тем самым связав их воедино. Таким связующим раствором для исторического знания служат исторические теории (концепции).

История нашей страны является неотъемлемой частью всемирной истории, поэтому историю России необходимо изучать только исходя из задач изучения всеобщей истории человечества. Объектом изучения отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые когда-то входили и входят в настоящее время в состав российского государства, ибо наша история – история не только русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации, но и других народов, которые в разные исторические периоды входили в состав нашего государства, а также составляют немалую часть его населения в настоящий момент. К несомненным достижениям исторического развития нашего государства следует отнести:

­          относительно мирную колонизацию огромного пространства при успешной ассимиляции народов проживавших на этих территориях и создание на этой основе мощной государственности;

­          формирование сильной экономики и массового общества, по уровню потребления и благосостояния уступающего в настоящее время лишь странам так называемого «золотого миллиарда»;

­          высокие достижения в развитии культуры и искусства, а также в области науки и техники.

Может эти успехи и достижения ныне выглядят и не столь впечатляюще, на фоне других, более высокоразвитых стран, но отрицать их - означает предавать память своих предков, которым пришлось заплатить за них высокую цену.

Многие историки сейчас говорят об асинхронности в историческом развитии нашей страны по сравнению со странами Западной Европы, в связи с тем, что с момента реформ Петра Великого наша страна вступила на общеевропейский путь развития, но развитие это носило в своём роде догоняющий характер. Действительно, двигаясь по направлению развития подобного западноевропейскому, Россия в каждый период своей истории походила не на современные ей европейские страны, а на эти же страны, но в прошлом. Многие важные перемены в нашей стране происходили не параллельно с подобными переменами в Западной Европе, а как бы с запозданием. Такая асинхронность в развитии по сравнению со странами Запада объясняется целым рядом объективных причин:

­          большинство западноевропейских народов начинали свой исторический путь в пределах уже культурно освоенной территории бывшей Западной Римской империи, России же пришлось развиваться вдали от сложившихся культурных центров;

­          географические особенности Восточно-Европейской равнины способствовали колонизационному продвижению, но при этом ресурсы и резервы внутренней колонизации формировали рост хозяйственных и общественных отношений в количественном, а не в качественном выражении и замедляли культурно-историческую эволюцию нашей страны;

­          развитие нашего государства с начала XVIII века приобрело характер догоняющей модернизации вслед за более развитыми в экономическом и военно-техническом отношении странами Западной Европы, но эти процессы были запущены волевым властным решением сверху, в стране, которая ещё не имела необходимой, сформировавшейся естественным образом социокультурной среды для этих реформ, что породило рост социального напряжения в обществе, и, в конечном счёте, дезорганизованность общества и социокультурный раскол, которые в свою очередь приводили к снижению эффективности проводимых реформ; подобная негативная тенденция сохраняется и по сей день.

На самом деле, нет ничего такого в менталитете русского народа и других народов, населяющих нашу страну, что навсегда обрекали бы её на невежество, воровство, пьянство и нелюбовь к труду. Эти проблемы не национального происхождения, а социального. К примеру, так называемое, кстати, сильно преувеличенное, повальное пьянство русских – вовсе не культурно-цивилизационный феномен, а всего лишь неустроенность наших людей и неуверенность их в завтрашнем дне. Алкоголь не решает проблемы, зато позволяет забыть о ней. И ограничениями на продажу алкоголя эту проблему разрешить не удастся, ибо пьют не только у нас, высокоцивилизованные европейцы потребляют алкоголя не меньше. Только увеличение уровня жизни большинства населения, при обязательной выработке общенациональных целей и ценностей отличных от стяжательских, способно изменить ситуацию в лучшую сторону. И не только в связи с упомянутой проблемой. Есть надежда, что Россия, пусть медленно и сложно, преодолевая негативное наследие, но все же идёт в нужном направлении. Ну, а сколько времени займёт этот путь  – не сможет предсказать ни один историк.

Преподаватель Алексей Николаевич Комаров
Logotype
ТПЭК
ТПЭК - Навигатор

Если Вы ищете самый модный колледж, то Вы его уже нашли...